Размеры.

— Можно применять маленькие пропеллеры, вращающиеся с большой скоростью, или большие пропеллеры, вращающиеся медленно. Последние, помимо того, что они обладают меньшим скольжением, в меньшей степени подвержены влиянию центробежной силы, которая при больших оборотах достигает громадной величины.

Пропеллер может быть насажен и не непосредственно на вал мотора, и в этом случае его вращение производится при помощи цепной или зубчатой передачи, но в этом случае тяга, развиваемая винтом, понижается, гак как часть мощности поглощается на трение передачи. В большинстве самолетов пропеллеры одеваются прямо на вал и вращаются со скоростью вращения мотора.

Расположение пропеллера.

— Два винта можно расположить один за другим, но так, чтобы расстояние между ними было достаточной величины.

Почти все новейшие самолеты имеют тянущие пропеллеры. Тянущий винт влияет на хвостовое оперение, так что приходится у последнего уменьшать угол атаки. Следовательно, когда пропеллер останавливается, самолет опускает свой нос вниз.

Толкающие пропеллеры, будучи защищены от потока воздуха задней частью гондолы, работают в спокойном воздухе и имеют такую же хорошую отдачу, как и тянущий пропеллер, который, отбрасывая от себя на самолет струйки воздуха, увеличивает таким образом лобовое сопротивление.

Зато толкающий винт имеет тот недостаток, что при его поломке в полете он почти всегда портит, разрывает стяжки хвостовой фермы и может привести к очень серьезной аварии, в то время как поломка тянущего винта чаще всего приводит всего лишь к нарушению равновесия самолета.

Нужно всегда принимать самые тщательные меры к тому, чтобы в пропеллер во время полета ничего не попало.

Перед взлетом надо тщательно осмотреть плоскости самолета— на них не должно оставаться ни инструментов, ни перчаток,— абсолютно ничего.

Реакция пропеллера. Кроме силы тяги, пропеллер вызывает еше одну силу, действующую на самолет и создающую опрокидывающий момент. Эта сила стремится повернуть самолет в сторону, противоположную вращению воздушного винта.

Воздух представляет сопротивление вращению пропеллера, и именно это сопротивление воздуха и вызывает обратную реакцию пропеллера.

Реакция пропеллера

Рис. 62 — Реакция пропеллера.

Для мотора в 200 л. с. эта реакция равна силе около 100 кг. Этот опрокидывающий момент надо компенсировать, что достигается тем, что обычно увеличивают угол атаки того крыла, которое стремится опускаться. При остановке мотора это вызывает наклонение в противоположную сторону.

Жироскопическое действие пропеллера.

— Наконец, пропеллер или ротативный мотор вызывают при вынужденном повороте оси вращения жироскопический эфект, который для пропеллера, имеющего чаще всего правое вращение, — облегчает производств левого виража.

Ни реакция пропеллера, ни жироскопический эфект не представляют каких-либо больших неудобств. В многомоторных самолетах эти влияния можно уничтожить путем вращения винтов в противоположные стороны.