Следовательно, на весь этот перелет при заданных условиях потребуется 5 часов, в то время как при отсутствии ветра весь перелет в обе стороны мог бы быть совершен в 4 часа 25 мин.

Снос.

— Боковой ветер представляет еще большие неудобства для летчика. Боковик вызывает снос самолета, который трудно определяется и является частой причиной того, что летчики сбиваются с пути, в особенности в тех случаях, когда они пытаются весги самолет исключительно по компасу.

В дальнейшем будет указано, как надо обращаться с прибором, находящимся на борту самолета и служащим для уничтожения сноса. Снос увеличивает или уменьшает скорость передвижения самолета, смотря по силе и направлению боковика относительно направления полета и технической скорости само-, лета. В результате сноса путевая скорость самолета будет составляющей скорости ветра и технической скорости самолета (по правилу параллелограма).

Графическое построение скорости ветра и технической скорости

Рис. 70 — Графическое построение скорости ветра и технической скорости.

Пусть, например, мы имеем самолет с технической скоростью 80 км час, представленной на рисунке (см. рис. 70) прямой СЕ, взятой в определенном масштабе. Наш самолет должен следовать по некоторому направлению АВ, которое составляет некоторый угол с направлением ветра /1С, скоростью 20 км. Для того, чтобы узнать приблизительно, какая будет путевая скорость самолета но заданному направлению АВ, из точки С опишем дугу радиусом равным AD. Из точки Е, полученной от пересечения дуги с направлением АВ, проведем прямую ED, параллельную АС и из точки А прямую А О параллельную СЕ. Таким образом мы построим наш параллелограм, диагональ коего нам даст, в заданном масштабе, искомую скорость— 90 км в час.

Если приходится иметь дело с ветрами нормальных скоростей, т.-е. с ветрами, скорость которых не превышает собственной, технической скорости самолета, то для современного самолета при встрече скорости ветра с направлением полета под углом ниже 60° влияние этих ветров нельзя считать отрицательным, но дальнейшее, хотя бы и очень незначительное увеличение этого угла, отзывается крайне неблагоприятно на полет самолета.

Шквал или буря.

— Иногда случается, что во время совершения полета неожиданно разражается шквал или буря, и летчика при посадке начинает сильно болтать. Обычно это рему прекращается у самой земли, иногда же можно, воспользовавшись спокойной зоной, благополучно снизиться. Однако, если самолет швыряет в воздухе настолько сильно, что приходится бояться за целость самолета, то тогда выход из положения надо искать в бегстве. Ни шквалы, ни бури не длятся долго и не охватывают значительных по площади районов, поэтому из бурного района можно быстро выйти, ведя самолет по ветру и сохраняя все время высоту. Попав в спокойный район, можно снизиться без риска подломить машину.