Учет влияния ветра в полете.

— Влияние ветра в полете велико. Особенное значение ветер приобретает вблизи земли, где он дует не постоянно и порывами. Эти порывы ветра, поддувая, то под одно, то под другое крыло, могут перевести самолет в скольжение на крыло; при ветре сзади, как об этом уже говорилось выше, делать взлет не рекомендуется, ветер же, дующий в лоб, способствует поддержанию самолета в воздухе.

Скорость и направление ветра на различных высотах имеют очень большое значение для летчика, совершающего перелет. Смотря по тому, будет ли летчиком самолет вестись по ветру или против ветра, будет изменяться и скорость перелета; поэтому для скорейшего завершения перелета летчик должен искать благоприятный для него ветер на различных высотах. Усиление скорости ветра с высотой не является регулярным и ветер силою 7 м на высоте 1.500 м, конечно, больше ветра в 3 м на высоте 2.000 м. Перед взлетом летчик должен получить метеорологическую сводку с ближайшей метеорологической станции, из которой ему было бы видно, на какой высоте он должен вести самолет. При отсутствии метеорологических данных летчик должен «прозондировать» воздух, т.-е., летая на различных высотах, определить, на какой высоте ему выгодно лететь. Влияние ветра, его скорости и направления, очень велико и для каждой данной системы самолета различно, поэтому прибавлять или вычитать скорость ветра, смотря по тому, дует ли он сзади или спереди, к технической скорости самолета, для определения путевой скорости, можно лишь приблизительно.

Летчик, совершающий перелет в какой-либо пункт и обратно при большом ветре, всегда будет находиться в невыгодном положении, так как он будет лететь против ветра дольше, чем по ветру. Предположим, например, что летчик совершает перелет на расстоянии 400 км, считая в обе стороны, на самолете, делающем 90 км в час при ветре 30 км в час. Тогда при полете к своей цели с ветром, дующим в хвост, со скоростью 120 км в час, самолет прибудет к месту назначения через 1 час. 40 мин., но зато при обратном перелете, против ветра, со скоростью лишь в 60 км в час потребуется 3 часа 20 мин.