Обращение с самолетом на земле.

— В настоящее время полеты производятся в очень большой ветер и потому крайне важно знать все практические навыки обращения с самолетом.

Самолет всегда должен стоять укрыто, а если помещений для него не имеется, то во всяком случае он должен быть поставлен строго против ветра. Если ветер сильный, то, пожалуй, будет не лишним привязать самолет к хорошо вбитым колышкам или к деревьям за фюзеляж у хвостового оперения и за концы крыльев. Ножные педали и ручку управления надо закрепить веревками. Рулить надо очень осторожно, в особенности при боковом ветре, при чем надо, чтобы при рулении самолет сопровождали два (или более) человека, придерживающие самолет за концы крыльев, и в особенности при поворотах.

Управление самолетом в ветреную погоду при взлете и при посадке.

— Ветер играет особенно большую роль при взлете самолета и его посадке. Как мы уже знаем, скорость самолета относительно земли не играет никакой роли для поддержания самолета в воздухе. Имеет значение лишь собственная, техническая скорость самолета. Следовательно, если самолет для своего поддержания в воздухе требует скорости в 80 км, а он садится или взлетает по ветру, скорость которого 20 км, то тогда путевая скорость будет равна 100 км, и самолет будет бежать по аэродрому очень долго. Наоборот, если самолет производит взлет или посадку против ветра, дующего со скоростью 20 км, то тогда его относительная скорость будет равна 60 км и, следовательно, как для взлета, так и для посадки потребуется более короткое расстояние. Даже в том случае, если в распоряжении летчика имеется очень большой аэродром, то и тогда все же выгоднее и взлетать, и садиться против ветра- В самом деле, совершенно очевидно, что на много менее безопасно взлетать или совершать посадку со скоростью 60 км в час, чем 100 км час.

Делать посадку или взлетать надо всегда при всех обстоятельствах строго против ветра, вдоль наиболее длинной части аэродрома и по прямой таково одно из самых главных правил летного искусства.