Назначение.

— Указатель скорости является прибором, определяющим скорость аппарата по отношению квоздуху,т.-е. ту самую скорость, которая важна для получения поддерживающей силы.

Отсюда видно, насколько важен этот прибор.

Летчик должен только брать рычаг «на себя» или «от себя», в зависимости от показания прибора, обозначающего скорости ниже или вышей той, которая необходима и достаточна для поддержания аппарата.

Благодаря указателю скорости летчик может избежать, во-первых, потери скорости, что является причиной очень большого числа несчастных случаев. Во-вторых—взлетать и садиться на самой малой скорости, а разбегаться по аэродрому, в особенности плохому, надо, по возможности, меньше. В-третьих, уменьшить число оборотов мотора до строго необходимого минимума, что является основой рационального обращения с мотором. В четвертых — в случае поломки мотора, летчик может спокойно планировать на самое большое расстояние, какое только доступно его самолету и таким образом садиться на наилучшую доступную ему площадку. В-пятых — проверять при помощи счетчика оборотов состояние своей машины, как это указано выше. В-шестых — он может, наконец, в наименьшее время достигать наибольшей высоты. Благодаря указателю летчик может набрать высоту на минимальной скорости, используя, благодаря этому, весь избыток мощности мотора на подъем.

Слишком сильное кабрирование может тормозить винт и уменьшать число оборотов мотора. На высоте же и у мотора коэффициент полезного действия падает.

По двум этим причинам летчик должен давать самолету только такой максимальный угол атаки, который соответствует максимуму числа оборотов его мотора. Как только он видит, что число оборотов уменьшается, он должен давать ручку от себя.

Указатель скорости состоит из трубки Вентури, выставленной наружу в направлении полета.

Указатель скорости Бадэн

Рис.75 — Указатель скорости Бадэн.

Небольшая трубка Пито, находящаяся внутри трубки Вентури по гибкой трубочке передает давление в анемометрическую спиральную трубку, похожую на трубку у барографа-анероида. С ней соединена стрелка, показывающая на циферблате скорость в километрах в час. Трубка в указателе Бадэн должна быть расположена таким образом и в таком месте, чтобы перед трубкой не находилось ни спереди, ни сзади никаких предметов, а также чтобы она не находилась в районе действия струй воздуха, отбрасываемых пропеллером. Лучше всего приемник располагать на стойке крыльев. Трубочка, соединяющая трубку Вентури г манометром, должна иметь, по возможности, поменьше изгибов (колен) и должна быть как можно короче. Каучуковые соединения должны быть совершенно герметичны, дабы малейшая возможность поступления воздуха извне была бы исключена. В противном случае показания шкалы прибора будут неверны.

Указатель скорости предназначен для облегчения пилотирования самолета. Он не может, конечно, заменить ощущения самолета и всех других признаков, не учитываемых никакими приборами, которые всякому летчику должны говорить о том, что может допустить и вынести его самолет при маневрировании им, и чего самолет допустить не может.