Рему.

— Так как земная поверхность нагревается солнцем в зависимости от почвы, высоты над уровнем моря и т. д. различно,—открытая поверхность нагреется, например, скорее чем площадь, занятая лесом,—то над каждым из этих участков воздух имеет различные температуры. Разность температур в различных слоях воздуха вызывает перемещение и движение этих слоев. Теплые слои, стремясь подняться вверх, образуют восходящие потоки воздуха, холодные слои, наоборот, опускаясь, вытесняют теплый воздух и образуют так называемые нисходящие течения воздуха.

Самолет, попадая в эти восходящие и нисходящие вертикальные потоки воздуха, то подбрасывается вверх, то резко проваливается вниз. В самолетах с мотором сзади надо перед посадкой на всякий случай отвязаться, чтобы при капоте не быть накрытым мотором; наоборот, на самолетах с тянущим винтом лучше оставаться привязанным, чтобы не быть выброшенным из самолета.

Как бы то ни было, если приходится совершать полеты летом среди дня, надо стараться возможно быстрее набрать достаточную высоту, чтобы не чувствовать сильной болтовни.

Посадка производится нормальным порядком, так как рему над самой землей обычно прекращается.

Густая дымка.

— Различие в плотностях между различными слоями воздуха может вызвать явления оптического обмана — дымки, которая по существу ничего общего с туманом не имеет. Видимость земли, и в особенности под острым углом к ее поверхности, в этих случаях делается затруднительной, даже невозможной. Однако, часто бывает, что слой дымки, совершенно скрывавший от наблюдения землю на высоте, например, 1.000 м, с другой высоты позволяет свободно рассматривать землю. Следовательно, летчику необходимо в случаях наличия дымки летать на разных высотах, чтобы определить, на какой высоте ему надо вести самолет, чтобы ориентироваться по земным предметам.

Над большими городами дымка также образуется от пыли, фабричного дыма и т. д., в особенности над большими промышленными центрами. Эта дымка может наблюдаться летчиком издалека. Она не имеет ничего общего, кроме названия, с той дымкой, о которой говорилось выше.

Модель сверхгигантского воздушного корабля Кламата

Рис. 68.- Модель сверхгигантского воздушного корабля Кламата (проект). Мощность моторов 15.000 л. с.