Необходимость смазки.

- Для моторов внутреннего сгорания, как и для всякого механизма, смазка является совершенно необходимой. Без смазки части мотора вследствие трения друг от друга перегреваются, расширяются, заедают и ломаются. Таким образом трение вызывает преждевременное изнашивание части мотора.

Качества смазочного масла. Для смазки моторов употребляется такое масло, которое могло бы образовать как бы целый и непрерывный тонкий слой между трущимися частями, при чем это масло должно обладать следующими качествами: оно должно быть вязким, достаточно текучим, чтобы легко проникать всюду, с достаточно высокой температурой воспламенения и с достаточно низкой температурой застывания. Наконец, масла, применяемые для двигателей внутреннего сгорания, не должны содержать примеси смолистого и кислотного характера, которые при своем сгорании дают отложения в виде сгустков, вызывающих вредные для работы мотора повышения температуры. Масло должно быть прозрачного цвета.

Для стационарных авиационных моторов применяются обычно минеральные масла, являющиеся продуктами перегонки нефти; для ротативных моторов, при работе которых маслу приходится иметь дело с большими центробежными силами, применяется растительное масло — касторка (продукт клещевины), являющееся более вязким. Кроме того, касторовое масло имеет то преимущество перед минеральными маслами, что температура воспламенения у него значительно выше (минеральные масла при температуре в 275° С уже воспламеняются) и оно не растворяется в бензине (вспомним, что в ротативных моторах смесь горючего с воздухом проходит через картер).

Системы смазки.

— В авиационных моторах в настоящее время смазка производится исключительно лишь циркуляционная (под давлением) помощью помпы. Масло, находящееся в картере и пропущенное для очистки через фильтр, нагнетается помпой ко всем трущимся частям мотора. Масло под давлением подается через отверстия, имеющиеся в рабочих поверхностях подшипников во внутрь коленчатого вала, а оттуда к мотылевым головкам шатунов, к поршневому пальцу и к поршневым кольцам. Иногда смазка частично производится и разбрызгиванием.

Часть масла идет на смазку подшипников, а другая часть на смазку шатунов. Колебательные движения последнего разбрасывают масло на внутренние стенки цилиндра и смазывают его таким образом. Масло, падающее на дно картера, прежде, чем оно будет вновь использовано для смазки, должно быть, как уже об этом говорилось, обязательно отфильтровано.