Проба мотора на месте.

- Летчик должен уметь слушать свой мотор; счетчик оборотов, указывающий число оборотов в минуту, должен лишь подтверждать ему то, что он определил по слуху. Однако, безукоризненная работа счетчиков оборотов очень важна, в особенности у многомоторных самолетов, где естественно гораздо труднее регулировать моторы по слуху. Летчик должен уметь, пользуясь показаниями тахометров, наверняка держать свой мотор в нужном режиме работы.

Перед полетом нужно всегда на месте испробовать свой мотор или свои моторы, если самолет многомоторен.

С этой целью самолет ставят против ветра и на старте аэродрома.

Лучше взлетать тотчас же после того, как проба мотора дала хороший результат, чем рисковать залить цилиндры или замаслить свечи, руля на малом газу от места пробы мотора к месту старта.

Проба мотора ни в коем случае не должна производиться в таком месте, где пыль, поднимаемая пропеллером, могла бы попасть на моторы, пулеметы и т. п. других самолетов.

Аппарат во время пробы держат двое лиц. Если сни незнакомы с авиацией, то предварительно их надо как следует проинструктировать (предупредить, в частности, о сильном ветре от винта).

Рекомендуется, впрочем, пользоваться лучше прочными подкладками под колеса. Эти подкладки должны иметь верезки, посредством которых возможно безопасно вытаскивать подкладки перед взлетом.

Мотор нужно испытывать на таких режимах:

1) На малом газе.

2) На среднем режиме (полетном).

3) На максимальном режиме.

Если [пускают холодный мотор, то число его оборотов должно повышаться постепенно, чтобы дать возможность маслу, подающемуся под давлением, войти в соприкосновение со всеми трущимися частями.

Слишком быстрое повышение числа оборотов мотора может повести к порче подшипников и к выходу мотора из строя. Хорошо мотор слегка прогреть, при чем прогрев мотора' производить на режиме мотора немного более высоком, чем малый газ. Слишком малый газ может вызвать обратную вспышку.

Надо избегать также и другой крайности, заставляя мотор слишком долго работать на полном газе, что повлечет к перегреву мотора.

Показания тахометра в полете.—Счетчик оборотов в полете облегчает регулировку режима мотора.

Сравнивая показания счетчика оборотов с показаниями альтиметра и указателя скорости, летчик может определить, сохранил ли самолет свои полетные качества. Если же полетные качества уменьшаются, то следует найти причину этого уменьшения. Например, скоропод'емность может уменьшиться потому, что при том же режиме работы мотора мощность его уменьшается вследствие дефектов регулировки и т. п.