Шатун.

— Шатун, изготовляемый из твердой стали, преобразовывает прямолинейно-возвратное движение поршня во вращательное вала мотора. В шатуне различают три части:

a) Мотылевую головку шатуна, которая одевается на коленчатый вал мотора, и которая часто имеет бронзовые вкладыши с заливкой антифрикционным металлом, при чем в этой заливке сделаны канальцы для смазки подшипников маслом.

b) Тело шатуна цилиндрического, прямоугольного или, чаще всего, двутаврового сечения, имеющего иногда выточку, через которую проходит масло для смазки верхней головки.

с) Верхняя головка составляет обычно одно целое с шатуном и представляет собою подшипник, охватывающий поршневой палец.

Коленчатый вал. — Коленчатые валы отковываются из хромоникелевой или ванадиевой стали (рис. 38) и получают вращательное движение от работы поршня через посредство шатуна.

Вал мотора устанавливается на картер, держась на нем при помощи подшипников.

Шатун

Рис. 37 — Шатун.

1. Шатун. 2. Мотылевая головка шатуна. 3. Верхняя головка. 4. Гайки мотылевой головки. 5. Тело шатуна. 6. Поршень. 7. Поруневые кольца.

Те выдающиеся части коленчатого вада, которые охватываются мотылевой головкой шатуна, называются мотылевой или кривошипной шейкой коленчатого вала. Мотылеые шейки располагают обычно таким образом, чтобы они уравновешивали друг друга относительно оси вала, дабы последний не деформировался. Внутри коленчатого вала имеются каналы для смазки маслом.

Четырехколенчатый вал

Рис. 38. — Четырехколенчатый вал.

Чтобы сила тяги воздушного винта не могла вытянуть коленчатый вал из картера, шейки последнего, продолжаясь на концах, образуют вертикальные выступы, которые препятствуют горизонтальному перемещению вала.