Распределительный вал.

— Распределительные валы, смотря по тому—является ли авиационный двигатель звездообразным, К-образным или просто вертикальным, бывают расположены различно, при чем распределительный вал может быть один и больше и т. д. в зависимости от системы мотора.

Чаще всего распределительный вал располагается параллельно оси коленчатого вала и несет на себе кулачки и шестерни определенных радиусов (рис. 39). Кулачки или кулачковые шайбы, действуя на клапанные толкачи заставляют открываться клапаны, прижимаемые к своим гнездам, клапанными пружинами. Для того, чтобы не нарушить плотного прилегания клапанных головок к их гнездам, необходимо оставлять зазор между ударником клапанного рычага и клапанным штоком от 0,25 мм до 0,4 мм, так как в противном случае, вследствие их расширения от нагревания плотность прилегания клапана к гнезду будет нарушена. Так как за каждые два оборота коленчатого вала каждый клапан открывается один раз, то, следовательно, распределительный вал должен за время двух оборотов коленчатого вала сделать оборот на 360° всего лишь один раз. Для этой цели на коленчатом валу имеется ведущая шестерня, диаметр которой вдвое больше диаметра шестерни распределительного вала.

Четырехколенчатый вал

Рис. 39. — Распределительный вал. 1. Кулачки. 2. Шейки вала. 3. Шестерня, приводящая в действие маслянную помпу. 4. Ведущая шестерня распределительного вала.