Клапана. — Клапана делаются стальными и своими головками должны плотно прилегать к клапанным гнездам. Головка клапана имеет грибообразную коническую форму, при чем стержень этого грибка, являясь стержнем или штоком клапана, ходит в направляющих, обеспечивающих ему прямолинейное движение.

Та часть головки клапана, которая прилегает к гнезду, делается плоской или конической. В большинстве случаев ее делают конической, так как эта форма больше обеспечивает плотное прилегание к гнезду. Но зато при одном и том же открывании клапанов клапан с плоской головкой обладает большей пропускной способностью, чем клапан с конической головкой.

Клапаны прижимаются к своим гнездам помощью клапанных пружин, которые не должны ни ослабляться, ни ломаться. Клапанные гнезда зачастую ввинчиваются в головку цилиндра, при чем между ними кладется прокладка. Когда сжатие в цилиндре падает, причину этого явления зачастую надо искать в плохом прилегании клапанов к их гнездам; в этом случае представляется необходимым притереть клапана к их гнездам. Притирка клапанов производится наждачным порошком (рис. 36).

Бесклапанные моторы, так называемые золотниковые, в авиации почти не применяются.

Поршень.—Поршень представляет собою тело цилиндрической формы, которое воспринимает давление расширяющихся газов при сгорании смеси. Тело поршня должно быть достаточной прочности, чтобы выдерживать р,)С зб,—Притир- большие давления, а его цилиндрические боковые поверхности должны быть такой высоты, чтобы, с одной стороны, они служили в качестве направляющих для поршня, а с другой стороны, чтобы они вызывали возможно меньшее нагревание трением о стенки цилиндра.

Поршень

Рис. 36. — Поршень.

Поршневые кольца.

— Для того, чтобы воспрепятствовать проходу газов между поршнем и стенками цилиндра, поршни снабжаются поршневыми кольцами. Поршневые кольца, в числе 3—4, надеваются на поршень, у которого для этой цели имеются на боковых поверхностях выточки. Поршневые кольца должны делаться самоприжимающимися, при чем между их концами оставляют зазор от 0,2 до 0,6 мм с тем, чтобы они сходились при расширении поршневого кольца от нагревания. Для того, чтобы не случилось прорыва газов, поршневые кольца располагают таким образом, чтобы их разрезы не находились одни под другими, на одной линии, а смотрели бы все в разные стороны; в некоторых моторах поршневые кольца даже зашплин- товывают, чтобы они не могли повернуться в какую-либо сторону. Поршневые кольца изготовляются из более легкого металла, чем стенки цилиндра, дабы сменять вследствие истирания не цилиндр, а поршневые кольца, что и проще и много дешевле.