Кроме боковой качки, самолет подвержен также и килевой качке; иначе говоря, у самолета в полете нарушается не только поперечная устойчивость, но и продольная. Продольная устойчивость это устойчивость относительно оси тангажа, каковой является ось. проходящая через центр тяжести самолета и перпендикулярная к плоскости его симметрии. Беспрерывный ряд мелких колебаний, вызываемых нарушением продольной устойчивости, вызывает чрезвычайно небольшое изменение угла атаки.

Для того, чтобы препятствовать нарушению продольной устойчивости, у самолетов кроме руля глубины, которым управляет летчик, имеется в хвостовом оперении неподвижная плоскость — стабилизатор, который встречает сопротивление воздуха верхней или нижней стороной, смотря по тому пикирует самолет (клюет носом) или он кабрирует (нос задирается, хвост провисает).

Давление на стабилизатор тем больше, чем быстрее про-исходят продольные колебания самолета, и затухание, т.е. парирование этих колебаний происходит тем скорее, чем больше рычаг, т.е. длина фюзеляжа между центром тяжести самолета и центром парусности стабилизатора.