Регулирующее и восстанавливающее действие киля усили­вает таковое же действие руля направления и боковой поверх­ности фюзеляжа, при чем действие киля тем сильнее, чем дальше он отстоит от центра тяжести самолета. Если самолет начи­нает двигаться, отклоняясь от своей траектории полета, то тогда сопротивление воздуха на киль самолета заставит самолет совершать прямолинейный полет (это именно те боковые поверх­ности, которые при вираже создают центростремительную силу). Если бы эти поверхности были чрезмерно велики, то они, во- первых, благодаря излишнему трению о них воздуха, умень­шали бы скорость самолета, а во-вторых, — затрудняли бы про­изводство виража.


Кроме того, эти боковые поверхности играют известную роль и для поперечной устойчи­вости: если самолет стремится накрениться на сторону, то эти боковые поверхности, предста­вляя собою известное сопроти­вление для воздуха, помешают этому. Восстанавливающее действие этих боковых поверхностей, образующих в общем киль самолета, будет тем больше, чем выше они будут располо­жены над осью качки самолета (Рис. 22. - Компенсированный руль) при чем этой осью является ось глубины

Компенсированный руль

Рис. 22. - Компенсированный руль


Компенсирование рулей.
—Сопротивление воздуха на рули глубины так же, как и сопротивление крыльев самолета, имеет точкой своего приложения центр парусности. Для того, чтобы летчик не утомлялся и не прилагал излишних усилий, при дей­ствии рулей глубины, которые представляют серьезное сопротивление при больших площадях рулей, — их компенсируют.

Компенсирование рулей заключается в том, что заставляют точки приложения сил сопротивления воздуха проходить через ось вращения руля (рис. 22). Получить полное компенсирова­ние элеронов представляет больше затруднений, так как ролики и тросы должны быть укрыты в крыле. Ввиду этого у очень больших самолетов управление руля возможно потребует при­менения механической силы мотора.