Штопор.
— Кроме скольжения на крыло, потеря скорости может вызвать и штопор. Спираль, являющаяся беспрерывным виражем, в который ложи гея самолет, сдерживаемый усилием ручки, также может обратиться в штопор.

Форма штопора и скорость, с которой он выполняется, зависят от типа самолета. У одних самолетов штопор полу­чается медленный и плоский, и выходить из него трудно; это по большей части самолеты, у которых большая нагрузка расположена далеко от их центра тяжести, так, например: в носовой части установлена пушка, бензиновые баки уста­новлены в фюзеляже далеко от центра тяжести. Эти массы, придя во вращательное движение, благодаря развивающейся силе инерции, не дают возможности самолету легко выйти из штопора.

Другие же самолеты, как, например, Ньюпор и Спад имеют по своей конструкции тенденцию переходить в штопор, но это обстоятельство по существу не является опасным, так как при постановке летчиком ручки управления и ножного управления в нейтральное положение эти самолеты легко выходят из што­пора. Перед выходом из штопора летчик должен выключить мо­тор и дать ручку немного на себя. При очень сильном пики­ровании самолет стремится перевернуться на спину. Для того, чтобы воспрепятствовать этому, надо почти до отказа взять ручку на себя и самолет выйдет на прямую.

Кроме поперечной и продольной устойчивости самолета различают еще вертикальную устойчивость или устойчивость пути, которой должен обладать самолет, чтобы его полет не носил загзагообразный характер. Устойчивость пути достигается в извест­ной мере приданием крыльям самолета продольного Г V (крылья загнуты назад) рис. 21. — Крылья самолета с продольным (рис. 21) применением киля.

рис. 21

(рис. 21)