Руль глубины.
— У первых самолетов рули глубины часто располагались впереди крыльев. У современных самолетов рули глубины располагаются всегда позади и образуют часть хвосто­вого оперения. Опуская или поднимая руль глубины, можно увеличивать или уменьшать угол атаки крыльев самолета, заста­вляя его вращаться вокруг оси тангажа. Если ручку управления дать от себя, т.е. если руль глубины опустить, то на его ниж­нюю сторону станет действовать сила сопротивления воздуха; это давление воздуха на нижнюю сторону руля глубины заста­вит приподняться заднюю часть самолета, уменьшая, таким обра­зом, угол атаки крыльев самолета и, следовательно, подъемную силу самолета, — и последний начнет снижаться.

Действие руля глубины при спуске.

Рис. 19. — Действие руля глубины при спуске.

Обратное действие — ручка на себя — дает прямо противо­положные результаты. Руль глубины управляется так же, как и элероны, ручкой управления, которая, будучи насажена на вращающемся шарнире, может поворачиваться не только слева направо, но и спереди назад, словом, во всех направлениях (рис. 20).

Схема управления рулем глубины.

Рис. 20. — Схема управления рулем глубины.

Примечание. — Некоторые самолеты имеют преувеличенное стремление опускать нос. В этих случаях управление рулем глубины делается чрезвычайно затруднительным для летчика, так как ему тогда приходится прилагать к ручке управления очень большое усилие, чтобы взять ее на себя и тем самым выпрямить свой самолет. Надо помнить в этих случаях, что нельзя резко дергать ручку на себя, так как этим может быть вызвано раскачивание самолета вокруг его центра тяжести.

Во всяком слу­чае, после того, как мотор летчиком вы­ключен (или число оборотов понижено), он должен управлять своим самолетом мягкими, плавными дви­жениями, так как рез­кое увеличение числа оборотоввинта вредно отзывается на работе, мотора.