Вираж. — Для того, чтобы заставить самолет лечь в вираж, представляется необходимым прежде всего повернуть относи­тельно продольной оси самолета руль направления, играющий в самолете такую же роль, что и руль направления лодки или парохода. Давление воздуха на повернутый руль направления заставляет повернуться самолет вокруг его центра тяжести (рис. 16).

рис. 16

Руль направления но большей части управляется ножными педалями. Педали представляют собою рычаг (металлический или деревянный), на который опираются ноги летчика и который поворачивается вокруг вертикальной оси вправо или влево, смотря по тому, какой ногой действовал летчик. Когда летчик дает ногу вправо, — самолет пово­рачивает вправо, когда летчик дает ногу влево,— самолет поворачивает налево.

Сила инерции бу­дет стремиться удержать самолет на его первона­чальном прямолинейном курсе, но, с другой сто­роны, самолет будет вы­нужден лететь по напра­влению своей продольной оси, на которую насажен пропеллер и в плоскости которой расположен его центр тяжести, при чем при планировании тяга винта заменяется работой силы тяжести. Таким образом, вираж как будто должен начаться. Но в этот момент по­является новая сила — центробежная сила, которая будет стре­миться вывести самолет из траектории движения по кривой, с тем, чтобы он двигался по первоначальному направлению. Боковая поверхность самолета оказывает известное сопро­тивление — центростремительная сила — этому явлению, но далеко не в достаточной мере. Для того, чтобы уничтожить влияние центробежной силы, надо наклонить самолет вокруг его продольной оси к центру виража, благодаря чему и создается центростремительная сила, равная и прямо противопо­ложная центробежной силе. Крен самолета в сторону виража должен быть тем больше, чем короче вираж и чем на большей скорости он производится. Когда самолет накреняют больше, чем на 45°, то руль направления делается рулем глубины, а руль глубины рулем направления.