15. — Схема управления элеронами.

15. — Схема управления элеронами.

Элероны действуют таким образом, что когда один элерон, скажем правого крыла, опускаясь, увеличивает его угол атаки, другой — соответственно поднимаясь, уменьшает угол атаки левого крыла. Предположим, что самолет кренится направо. Тогда, действуя элеронами, увеличив угол атаки правого крыла, заставляют его подняться и тем самым уничтожают крен самолета.

Крена само­лета отрицательно действуют на подъемную силу кры­льев. В самом де­ле, сопротивление воздуха на крылья, всегда оставаясь перпендикулярным к ним, даже в том случае когда они наклонены, не будет прямо противоположно весу самолета. Сила сопротивления воздуха будет тогда разложена на две составляющие: Волна из них будет прямо противоположна весу самолета, но, конечно, она будет меньше по своей величине, чем сила сопротивления, уравновешивающая вес самолета в строго горизон­тальном полете.

И даже больше того, — при кренах увеличивается сила лобового сопротивления. Но крен необходимо принять при ви­ражах для уничтожения влияния возникающей при их совер­шении центробежной силы, и для того, чтобы при этом компен­сировать уменьшение подъемной силы, самолет несколько снижают, если только у этого самолета не имеется очень большого запаса мощности.

Благоразумие и осторожность требуют того, чтобы вираж никогда не совершался поблизости от земли. Очень большое число катастроф было бы избегнуто, если бы и летчики не на­рушали следующего правила:

Посадку самолета всегда надо произво­дить, снижаясь по прямой, строго против ветра, с высоты не ниже 100 м. Взлет же на самолете надо производить, разбегаясь против ветра, по прямой, при чем первый поворот должен быть совершен не раньше, чем самолет наберет вы­соту в 100 м.

Руль направления также может помогать установлению попергчной устойчивости. Повернув его, например, направо, заставляют левое крыло двигаться с большей скоростью, чем правое крыло, потому что при действии рулем направления начинается вираж самолета.

Итак, в нашем примере левое крыло, будучи внешним по отношению к центру кривизны, по которой совершается вираж, будет двигаться с большей скоростью, чем правое, и, следовательно, у него возникает большая подъемная сила, которая заставит его подняться. Практически для сохранения поперечной устойчивости летчик в полете пользуется или элеронами, или рулем направления, или же и тем и другим вместе.