В дни зарождения авиации некоторые конструкторы, и, в частности, братья Вуазен, между крыльями устанавливали вертикальные плоскости. Эти плоскости служили для того, чтобы в моменты нарушения поперечного равновесия самолета автоматически возвращать его в положение равновесия, так как на них, на эти плоскости, действовала сила сопротивления воздуха. Но эти плоскости обладали тем весьма существенным недостатком, что они в очень большой мере увеличивали вред­ное сопротивляние. Поперечная устойчивость может быть также осуществлена до известной степени конструктивным путем, например, путем придания самолету поперечного V (рис. 13). Угол, образуемый этим V, не должен превышать 5°, потому что, если эта форма крыльев предохраняет самолет от небольшой боковой качки, то зато при очень большом внезапном боковом порыве ветра она грозит тем, что самолет может перевернуться.

Поперечное V

Рис. 13. — Поперечное V.

Для того, чтобы парировать влияние ветра, конструктивной устойчивости крыльев недостаточно. Необходимо иметь упра­вляемую поперечную устойчивость, т.-е. поперечная устой­чивость должна регулироваться летчиком. Этого достигают гошированием. Гоширование, впервые примененное братьями Райт, заключается или в перекашивании или искривлении крыльев, вернее более гибких концов крыльев, или же в применении элеронов (рис. 14). Этот последний прием принят в настоящее время на всех са­молетах, так как он конструктивно легче осуществим и не требует уча­стья в работе всего крыла, что имеет место при искривле­нии крыльев.

14. — Элероны. Управления элеронами.

14. — Элероны. Управления элеронами.

Элероны управляются ручкой управления, расположенной между ногами летчика; она может передвигаться, вернее, накло­няться вправо и влево (рис. 15). На некоторых больших само­летах, чтобы сделать управление элеронами более мягким и неутомительным для летчика, последний не работает непо­средственно ручкой управления, накло­няя ее вправо или влево, а лишь по­ворачивает штур­вал, связанный с зубчатым колесом, на который наде­та цепь, связываю­щая с собой тросы Рис. 14. — Элероны. управления элеро­нами.