— Необходимость иметь возможно меньше нагрузки на самолете и, следовательно, также и воды делают нужным прибегать для охлаждения моторов к применению радиаторов (рис. 54). Радиатор должен представлять собою в компактном виде и при небольшом весе возможно большую охлаждающую поверхность (на 25 л. с. должно приходиться около 1 м поверхности радиатора).

Радиаторы различают с воздушными и водяными трубками.

У радиаторов первого типа вода циркулирует вокруг трубочек, которые охлаждаются воздухом, и такие радиаторы обычно нываюгея «сотовыми» радиаторами. Они работают прекрасно и на одну лошадиную силу требуют не более поллитра води.

Схема циркуляции воды в моторе

Рис. 54.— Схема циркуляции воды в моторе

У радиаторов второго тина водяное пространство образуют водяные трубки, концами своими впаянные в две водяные камеры. В настоящее время конструируют радиаторы такого веса, что на однулошадиную силу приходится всего лишь 0,6 кг веса радиатора, включая в эту цифру и вес воды.

Сотовый радиатор

Рис. 55. — Сотовый радиатор.

Помпы применяемые для охлаждения — авиационных двигателей, в большинстве случаев являются центробежными циркуляционными насосами. Эти циркуляционные насосы состоят из диска с криволинейными лопастями, которые, вращаясь в корпусе помпы, развивают центробежную силу, отбрасывающую воду к окружности корпуса насоса. Таким образом, вода поступает из подводящей трубы и выходит из отливного патрубка.