Необходимость охлаждения.

— При работе авиационного мотора в его цилиндрах развивается температура свыше 1.500° С, в результате чего различные части мотора, накаленные до-красна, подвергаются расширению, деформациям (могут заесть), а вследствие недостатка масла (масло разлагается при температуре 350°), на стенках цилиндра, клапанах и свечах образуется нагар, мотор, как говорят, сгорает и нормальная работа его нарушается и сам мотор частично и иногда целиком делается непригодным для дальнейшей его эксплоатации.

Для того, чтобы избежать вредного перегрева или сгорания мотора, требуется его охлаждать.

Воздушное охлаждение.

— Скорость самолета и вращение пропеллера позволяют производить охлаждение мотора воздухом, и надо сказать, что система охлаждения авиационных моторов воздухом, позволяя облегчать их вес, в то же время упрощает их конструкцию. В случае воздушного охлаждения цилиндры мотора снабжаются воздушными ребрышками (см. рис. 35), которые увеличивают поверхность соприкосновения с воздухом у цилиндров. При чистке ребрышек охлаждения стационарных моторов их не следует полировать, чтобы не уменьшать их теплоотдачи. У ротативных же моторов, наоборот—ребрышки охлажления должны полироваться.

Способ воздушного охлаждения имеет тот недостаток, что при его применении у ротативного мотора поглощается часть мощности, идущей на преодоление сопротивления вращению мотора. Кроме того, при этой системе достигается меньшая степень охлаждения.

Это охлаждение является, впрочем недостаточным для стационарных моторов с диаметром больше 120ж.иидля ротативных моторов с диаметром больше 150 мм, в особенности сзади мотора, где происходит разрежение воздуха (в последнее время, однако, дальние перелеты с моторами больших мощностей, до 400 л. е., н условиях тропической жары дали прекрасные результаты).

Сгоревший цилиндр ротативного мотора имеет обычно голубоватый цвет. Такой цилиндр надо обязательно снять и просмотреть поршень и камеру сгорания. Если такой цвет имеет место лишь поблизости от головок цилиндров, то волноваться о том, что мотор перегреется не следует, так как в камере сгорания температура всегда очень высокая.

Водяное охлаждение.—Для цилиндров больших диаметров, чем-то указывалось выше, всегда применяют способ водяного охлаждения, так как вода обладает в шесть раз большей теплоемкостью чем воздух и, кроме того, лучше обеспечивает мотор от перегрева, повсюду равномерно обтекая все части мотора. Эта вода циркулирует в водяных рубашках, изготовляемых обычно из меди, алюминия или листовой стали.