Высший пилотаж.—При выполнении самолетом фигур высшего пилотажа, усилия, испыгаемые им, возрастают в очень значительной степени. Когда самолет летит по кривой, то к его весу прибавляется нагрузка, вызываемая центробежными силами. Как известно, центробежная сила пропорциональна радиусу описываемой кривизны. При производстве виража или резкого под'ема, свечки, самолет подвержен добавочной нагрузке, которая может быть очень велика.

Известно как делается мертвая петля: после небольшого снижения для набора скорости, ручку берут на себя, но не до отказа. Когда самолет станет в вертикальное положение, ручку берут на себя до отказа и когда он готовится лечь на спину, мотор выключают. Затем ждут того, чтобы самолет перешел в пике, из которого плавно его выводят, одиовременно плавно включая мотор в работу.

При выполнении этой фигуры высшего пилотажа, когда самолет находится на низшей точке траектории своего движения, к его весу прибавляется еще центробежная сила, и если радиус петли мал, а скорость, с которой выполняют фигуру, велика, то общая нагрузка самолета может стать в этом момент в шесть раз больше веса самолета. Наоборот, в наивысшем положении треактории (полет головою вниз) центробежная сила и вес самолета направлены в прямо противоположные стороны и усилия, испытываемые в этот момент самолетом, очень невелики, т.-ё. общая нагрузка в этот момент не велика.

Следовательно, для самолета опасность в смысле перегрузки представляет не самая мертвая петла, а момент выхода из пике.

Истребители должны иметь больший коэффициент прочности, чем тяжелые самолеты.

Хотя истребители позволяют производство таких фигур, которые для больших грузоподъемных самолетов запрещены, но все же при их выполнении нельзя переходить известных границ.

Указать подробно эти границы и привести все случаи, когда силы инерции могут привести самолет к катастрофе, невозможно, но можно, например, безошибочно утверждать, что грубое выравнивание самолета из пике может служить причиной поломки истребителя, коэффициент безопасности которого доходит до 12.

Требовать того, чтобы конструкторы увеличили бы коэффициент прочности против принятого в настоящее время, невозможно, гак как это связано с увеличением веса конструкции и, следовательно, с уменьшением полезной нагрузки, потолка и других его летных качеств. Следовательно, летчики должны избегать грубых движений и резких маневров, в особенности при выводе самолета на прямую из пике и даже из нормального планирования, дабы прочность самолета не пострадала.