— Летчик при полете с боковиком должен вести свой самолет таким образом, чтобы его продольная ось составляла с направлением полета некоторый угол. Этот угол называется углом сноса.

Носовая часть самолета должна быть направлена, само собою разумеется, в ту сторону, откуда дует ветер. Наблюдая в полете ориентировочный пункт, расположенный, например, слева от направления его полета, летчик может, следовательно, иногда видеть его с правой стороны самолета. Самолет будет передвигаться в этих случаях таким способом, про который принято говорить, что самолет «ползет крабом», но зато он тем самым будет парировать влияние сноса и будет лететь по прямой. Если наблюдать в это время показания компаса, то получится впечатление в действительности ложное, что самолет летит не по истинному курсу. Если, например, самолет летит прямо по направлению на восток при сильном северном ветре, то курсовая черта будет давать показания северо-восток (NО). Рис 70, Путь из Красного Холма в Рыбинск. (Точно с запада на восток). Наверху при полном отсутствии ветра. Внизу при сильном северном ветре.

Рис.79

Рис.79

Компас не указывает на направление полета, он дает лишь ориентировку продольной оси самолета относительно стран света (см. рис. 79).

Определение угла сноса можно было бы выполнить и перед полетом, но для этого надо произвести предварительно точные анемометрические определения. Можно было бы, наконец, имея эти данные, а также тот угол на карте, под которым надо было бы вести самолет по компасу при абсолютном безветрии, вносить соответствующие коррективы к этому углу уже при самом полете. Однако, все эти вычисления и расчеты должны были бы подвергнуться многим изменениям, благодаря изменениям направления и силы ветра, в зависимости от времени суток, высоты, на которой производится полет, благодаря более или менее точному положению курсовой черты относительно оси самолёта и т. д. Наиболее простой способ определения сноса заключается в том, что, набрав ту высоту, на которой думают в дальнейшем вести самолет, сразу же без всяких сложных вычислений определить величину сноса, ошибку в показании компаса, те влияния, которым он подвержен, и так далее.

Для этого необходимо:

1. Убедиться в том, что самолет в точности ведут по наикратчйшему пути (этот путь изображается прямой, прочерченной по карте): производя полет на какой-либо определенный ориентировочный пункт (деревня, например), лежащий на нашей прямой протяжением в несколько километров, и строго следя за тем, чтобы итти без сноса, пролетая над другими ориентировочными пунктами, расположенными возможно ближе один от другого и строго между названной деревней и летчиками; еще лучше следовать вдоль совершенно прямого участка шоссейной или железной дороги; ночью этот прямой путь может быть получен помощью двух освещенных пунктов, находящихся на некотором расстоянии один от другого.

2. Расположить подвижной курсо-отметчик ходящий по лимбу компаса над севером (красная стрелка).

Тогда для совершения дальнейшей части перелета, летчик должен лишь давать своему самолету такое направление движения, чтобы красная стрелка постоянно смотрела на курсо-отметчик.

Компасный курс, определенный по этому практическому способу, должен корректироваться время от времени при большом перелете, когда ветер будет меняться, в особенности при изменении высоты полета, применением того же самого способа.