— И все же, несмотря на все это, компас является для летчика совершенно необходимым прибором, поскольку он дает:

1. Приблизительное направление полета, что в частности крайне важно при производстве полетов в облаках или над ними, когда земная поверхность закрыта от взоров летчика, а карта вовсе неприменима;

2. Возможность выбирать между друмя ориентировочными пунктами, как об этом говорилось выше;

3. Возможность вновь ориентироваться после потери ориентировки, как об этом упоминалось в связи с рассмотрением вопросов о карте;

4. Направление посадки, как это объяснено с изложением вопроса о ветре;

5. Возможность определить снос самолета. Уничтожение девиации. Компас располагается в кабинке летчика и поэтому он всегда подвержен влиянию металлических частей самолета." Следовательно, эти вредные влияния надо уничтожить. Для этого на земле, на специально подготовленной площадке прочерчиваются совершенно точно румбы, для чего применяют компас, свободный от какого бы то ни было влияния металлических частей. Затем на эту площадку с расчерченными румбами ставится самолет, при чем его ось ориентируется: 1. В северном направлении: если рабочий, бортовой компас не показывает точно X, то тогда применяют магнитики - уничтожители девиации, вставляя их в специальные гнезда в ноктоузе перпендикулярно к направлению N0 до rex пор, пока красная стрелка на картушке, указывающая на север, не станет строго против курсовой черты, которая должна абсолютно точно лежать в плоскости продольной оси самолета; 2. В восточном направлении: После чего уничтожают девиацию на этом направлении, применяя так называемые «продольные» магнитики-уничтожители, располагая их по направлению курсовой черты компаса; 3. В южном направлении: Действуя магнатиками-уничто- жителями, уменьшают показываемую в этом направлении дези- ацию наполовину. 4. В западном направлении; действуют тем же самым порядком, уменьшая девиацию на половину; 5. Наконец, вновь проверяют девиацию, ставя самолет по различным румбам. В итоге девиация не должна превосходить 5°.

Если компас такой системы или обстоятельства таковы, что девиацию уничтожить нельзя, можно ориентировать ось самолета перед взлетом совершенно точно в том направлении, в каком предполагается совершить перелет.

Для этого, прежде всего, требуется точно прочертить на земле румбы. Затем смотрят, какой угол показывает компас, находящийся в самолете, для того, чтобы этим углом править самолет в полете. Само сабою разумеется, что при этом надо еще определить и угол сноса.