— Компаса, применяемые в авиации, являются по существу морскими компасами. Компас надо располагать в самолете по возможности дальше от всех металлических частей и таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Компас состоит из двух частей (см. рис. 78):

1. Из части, связанной с самолетам и следующей за всеми его движениями, подвешиваемой на кардане, для того, чтобы котелок компаса всегда находился в горизонтальном положении. Его верхняя (лимбовая) часть градуируется от 0° до 360° в направлении, противоположном движению стрелки часов и с подвижным курсо-отметчиком, ходящим по этому месту. От 0е к центру или 180° идет красная черта, так называемая, курсовая черта, которая должна строго лежать в плоскости продольной оси самолета;

2. Части независимой от движения самолета и сохраняющей всегда неизменное положение в пространстве. Она состоит из картушки, помещенной своей топкой на острие иглы. Для того, чтобы картушка не подвергалась колебательным движениям самолета и была бы более устойчива, в котелок компаса, где помешается картушка, наливают смесь спирта с глицерином. Картушка тоже градуирована от 0° до 360°, но в направлении движения часовой стрелки. Через 0° на ней нарисована красная стрелка, всегда указывающая на магнитный север.

Авиационный компас

Рис.78 — Авиационный компас.