Для летчика лучше употреблять картодержатель с валиками, на один из которых карта наматывается, в то время, как с другого она разматывается. Складывающийся картодержатель может применяться лишь наблюдателями, так как летчик все время должен быть занят управлением самолета.

Оба конца карты плотно укрепляют, заложив их в алюми- невые валики картодержателя и затем проверяют легкость накручивания и раскручивания карты в обоих направлениях, а также прозрачность целлулоидной крышки. Картодержатель тщательно укрепляют к штырю, при чем надо не забыть зажать барашком, который находится сбоку.

Как указатель скорости располагается около счетчика оборотов, точно так же карта должна быть расположена около компаса, дополняя друг друга (см. рис. 25). Обычно ее располагают прямо перед летчиком. Как бы карта ни располагалась, она должна быть достаточно освещена и находиться достаточно близко к летчику, чтобы ему было легко читать ее, не наклоняясь к ней.

Некоторые летчики поворачивают свою карту таким образом, чтобы иметь север направленным кверху для более легкого чтения. В самом деле, названия городов, сел и т. д., пишутся в западно-восточном направлении. Большинство же летчиков предпочитает располагать карту таким образом, чтобы она бежала перед глазами в то же время, что и земля. В этом случае полезно на известном друг от друга расстоянии начертить розу румбов, которая позволит в каждый данный момент определить ориентировку карты.

Какой бы метод ни был принят, было бы огромной, недопустимой ошибкой оставить все эти «мелочи» без внимания. Почти ежедневно приходится слышать, что тот или другой летчик был вынужден приземлиться из-за того, что его карта заела и он не мог больше разматывать ее или из-за потери ориентировки. При вынужденных же посадках в поле и последующих взлетах всегда приходится иметь дело с риском поломки самолета.

Не надо забывать, что большинство авиационных аварий происходит не вследствие ошибки в пилотировании самолета, а благодаря небрежности подобного рода. А для небрежничающих летчиков летное дело кончается часто весьма печально.

Гидросамолет Рорбах «Роббе»

Рис.77 — Гидросамолет Рорбах «Роббе» с двумя моторами Б. М. В. по 230 л.с.