2-й такт — сжатие. Впускной и выпускной клапаны закрыты (рис. 33).

Поршень, поднимаясь к верхней мертвой точке, сжимает смесь. Благодаря сжатию, происходит нагревание смеси и сближение молекул (бензина и воздуха), из которых она состоит.

Однако, это сжатие может происходить лишь до известной степени, так как при сжатии, превышающем давление 7—9 кг на квадратный сантиметр, происходит самовоспламенение смеси и, кроме того, искра проскакивает с трудом при большем сжатии.

3-й такт — сгорание смеси. Рабочий ход. Оба клапана закрыты (рис. 34).

Искра от свечи зажигает смесь, которая, расширяясь, заставляет с силой опуститься поршень вниз.

3-й и 4-й такты

Рис. 34. — 3-й и 4-й такты.

Практически устраивают опережение зажигания, т.-е. смесь зажигается искрой раньше, чем поршень дойдет до мертвой верхней точки. Это опережение производят в пределах от 25° до 30°, и оно делается для того, чтобы сгорание смеси было возможно полное, так как вся смесь загорается не сразу, а постепенно. В том случае, когда зажигание производится от двух свечей, удаленных друг от друга, смесь сгорает быстрее и полнее (так называемое, двойное зажигание).

Если зажигание производится слишком рано, то оно может вызвать преждевременное резкое опускание поршня и врцение вала двигателя в обратную сторону, что очень вреджотзывается на двигателе. Если же зажигание производите! слишком поздно, то расширение смеси произойдет при небл-оприятных условиях, и тепловая отдача или работа, произв1енная теплом, будет невелика. На рис. 34 3-ий такт харак ризуется как взрыв, что, конечно, не совсем точно. Происходг не взрыв, а быстрое сгорание смеси.