Многомоторные самолеты.

— В настоящее время еще не существует таких моторов, которые не знали бы вовсе, что такое перебой в работе, и можно утверждать, что в наши дни мы находимся в положении шоффера первых дней автомобилизма, когда он никогда не был уверен в том, что наверняка прибудет по назначению.

Успехи, достигнутые авиацией в течение мировой войны, были действительно замечательны, но развитие самолетов происходит в определенном специальном направлении. Требовались быстроходные самолеты, которые обладали недостатками, совершенно нетерпимыми для мирной эксплоатации. Самолеты военного времени с большими скоростями планировали плохо, производили посадки на очень больших скоростях и были, следовательно, опасны для пользования ими. Моторы в этих самолетах были перенапряжены в такой мере, что, давая очень Фэльшие скорости самолету, они в то же время служили причиной частых аварий.

Моторы для мирного применения должны были иметь большую нагрузку на 1 л. с. и меньшее число оборотов; они теряли и отдаче, но зато выигрывали в смысле безопасности и продол- -лительности сроков службы. Установка на самолете нескольких стационарных моторов может обеспечить полную регулярность в его работе.

При установке двух моторов на самолете, при остановке одного из моторов, другой должен быть в состоянии обслуживать самолет полностью, т.-е. в том случае, когда он полностью нагружен. Таким образом двухмоторные самолеты имеют огромное преимущество перед одноместными: когда последние бывают не в состоянии продолжать полета, первые с успехом завершают перелеты.

Пассажирский самолет должен иметь не менее трех или четырех моторов и быть в состоянии продолжать полет в случае остановки одного или. даже, двух из них на оставшихся моторах, для которых следует открыть полностью газ и установить соответствующее опережение зажигания, для того, чтобы достигнуть режима наибольшей мощности. Моторы должны быть легко доступны для просмотра и ремонта их в воздухе механиком или вторым летчиком.

Впрочем для таких самолетов второй летчик и бортмеханик абсолютно необходимы для проверки и работы с многочисленными контрольными и аэронавигационными приборами (помпа для накачки горючего, уровни, термометры и т. д.), так как одному петчику со всей этой работой не справиться.

Большие многомоторные самолеты строились еще до мировой войны.

По окончании войны развитие многомоторных самолетов продолжается, при чем основная цель, которую стремятся достигнуть, заключается в том, чтобы при остановке одного или двух моторов на самолете, он все же продолжал свой полет