Способ газораспределения варьируется, смотря по системе мотора, при чем отношение скорости вращения распределительных клапанных валиков к скорости вращения колен1атых валов моторов различается, смотря по числу цилиндров мотзра и числу клапанных шайб распределительного валика. В девяшцилиндро- вом моторе Рон распределительная муфта имеет на каждой кулачковой шайбе пять выступов, при чем отношенге абсолют- н iix скоростей муфты и мотора равно 9:10. Зубчагая шестеренка на задней крышке картера сцепляется с зубщми шестеренки, сидящей на оси кулачковой муфты. На той же самой кулачковой муфте имеются и другие шайбы с выстугами, которые служат для управления тягами впускных клапанов.

В девятицилиндровом моторе Клерже выпускнье и впускные клапаны действуют от двух самостоятельных, 1езависимых друг от друга распределителей. Две экцентрически: зубчатки вращаются в ту же сторону, что и мотор, помощью ыестеренки, имеющейся на картере. Зубчатки имеют по 16 зубцов, а шестеренки по 18. Следовательно, скорость вращенш зубчаток относительно скорости вращения мотора равна V Четыре зубца каждой зубчатки, образуя кулачные выступы, действуют в конечном счете на клапаны. За каждые 2/э об)рота один клапан открыт.

Смесь поступает в цилиндры ротативных моторов, пройдя через пустотелый коленчатый вал мотора, и подогревается и размешивается там благодаря движению шатунов и поршней. Таким образом, смесь получается весьма однородной

Преимущества и недостатки.—Самое большое преимущество ротативных моторов заключается в том, что они бэлее легки, имея воздушное охлаждение: на одну лошадиную алу приходится в среднем 0,7 кг против 0,9 кг для стационарных моторов.

Голиаф

Рис. 58. — Двухмоторный самолет Фарман «Голиаф».

Но вместе с тем ротативные моторы являптся более сложными по конструкции, более хрупкими и нежными и требующими идеальной постройки мотора в смысле уравновешенности всех частей, одна более тяжелая свеча в цилиндре способна вызвать вибрацию мотора. При 1200 оборотах каждый грамм картера подвержен действию центробежной алы в 1 кг. Ротативные моторы срабатываются, кроме того, очень скоро и требуют полной разборки и прочистки через каждое 30 часов работы Они оказывают большое лобовое сопротивление при продвижении самолета вперед. Наконец, расход масла и бензина у ротативных моторов на много больше чем у стационар- пых моторов: бензина расходуется на 1 л. с. в час около 280,; против 225 г в среднем у стационарных моторов; масла расходуется 80 г против 20 г у стационарных. Это различие в расходовании горюче-смазочных материалов настолько велико, что все преимущества в легкости ротативных моторов сходят на нет при совершении дальних перелетов, когда самолет со стационарным мотором со своим запасом горючего зачастую бывает легче самолета с ротативным мотором и с горюче-смазочным материалом, рассчитанным на то же самое расстояние.