Ротативные моторы.

— В звездообразных ротативных моторах все части имеют вполне определенное одно и то же направление движения, за исключением лишь клапанов, толкачей и клапанных коромысел, обладающих переменным движением.

Схема ротативного мотора

Рис. 57. — Схема ротативного мотора. Неподвижный коленчатый вал имеет один мотыль, в плоскости оси которого находится и ось вращения поршней (Л); ось вращения цилиндров расположена ниже (в).

В ротативных моторах коленчатый вал делается неподвижным и цилиндры и картер мотора вращаются вокруг его оси, в плоскости которой расположен центр тяжести мотора. Все шатуны мотора действуют на один единственный кривошип, расположенный на определенном удалении от центра вращения цилиндров (рис. 57).

Таким образом, эта взаимная эксцентричность двух центров вращения, — с одной стороны, картера и цилиндров, а с другой — поршней, — позволяет варьировать расстояния между дном поршней и головками цилиндров при равной длине всех шатунов.

Почти все ротативные моторы имеют нечетное число цилиндров. В самом деле, полный цикл работы осуществляется за два оборота мотора, в течение которых в каждом из цилиндров имеет место рабочий ход. Для мотора в 5 цилиндров, например, эти рабочие ходы будут распределены в следующей последовательности: 1,3, 5, 2, 4, 1 и т. д. Таким образом, между каждыми двумя последовательными взрывами вал мотора будет проворачиваться на 2/,, что было бы невозможно при 6 цилиндрах.

Различные фазы цикла работы мотора происходят в одних и тех же пространственных точках. Иначе говоря зажигание в каждом цилиндре производится в определенное для каждого цилиндра время и при определенном взаиморасположении поршней и цилиндров к друг другу — именно в момент наибольшего сжатия поршнем горючей смеси. В виду этого наибольшие усилия, испытываемые коленчатым валом мотора, имеют постоянное направление, близкое к вертикали, потому что зажигание происходит в момент нахождения цилиндра в верхнем положении.

Для того, чтобы ротативный мотор мог иметь четное число цилиндров, необходимо, чтобы он состоял из двух групп, из которых каждая с нечетным числом цилиндров.

В моторе Рон все шатуны вместе присоединены к одному кривошипу коленчатого вала, при чем присоединение происходит с помощью двух вкладышей, затягиваемых двумя болилими болтами, а в этих вкладышах муфты шатунов имеются кольцевые выточки, в которых могут скользить закраины шат/нов.

В моторах Клерже одна главная мотылевая гоювка охватывает, на двух шариковых подшипниках, мотыль юленчатого вала, а уже к этой главной головке присоединяются все остальные головки шатунов. При таком присоединении голозок объемы рабочих камер не будут точно одинаковыми, но эта неравномерность в конечном счете может быть не принята во внимание.