Средства достижения наименьшего веса мотора на 1 л.с.

— Необходимость иметь возможно меньший вес мотора на 1 л. с. заставила конструкторов прибегнуть к ряду усовершенствований. Применение ротативных моторов воздушного охлаждения, применение первоклассных, наилучших материалов наименьшего веса позволяют уменьшать вес мотора. Наконец, имеет весьма важное значение в деле уменьшения веса мотора, приходящегося на 1 л. е., правильное взаиморасположение цилиндров и всех частей мотора. Так, например, звездообразная или ^-образная форма является одним из способов разрешения вопроса.

Звездообразные моторы.

— В некоторых стационарных, звездообразных моторах коленчатые валы имеют лишь один мотыль. К этому мотылю присоединяется головка главного шатуна, а уже к этой головке главного шатуна присоединяются все остальные головки шатунов.

Некоторые моторы состоят как бы из двух звездообразных моторов, где один мотор установлен сзади другого, при чем цилиндры второго мотора расположены в интервалах между цилиндрами первого.

Недостатком звездообразных моторов является избыток смазки, накопляющейся в нижних цилиндрах. Влияние этого недостатка стараются уменьшить путем удлинения цилиндров во внутрь картера. В К-образных моторах этот недостаток отсутствует.

V-образные моторы. В этих моторах мотылевые головки каждых двух шатунов могут быть расположены или рядом, охватывая один и тот же мотыль коленчатого вала, или же мотылевая головка одного шатуна может быть вильчатой, а в нее входит мотылевая головка другого шатуна.