Определение.

— Атмосферой называется слой воздуха, окружающего землю. Высота этого слоя весьма велика, но на высоте 60 Км плотность воздуха почти равна нулю. По мере подъема на высоту, плотность воздуха все более и более уменьшается, при чем сначала это уменьшение идет довольно быстро, а в дальнейшем оно идет более замедленным темпом. Разрежение воздуха не позволяет летчикам подниматься на очень большие высоты без наличия специальных кислородных ингаляторов.

Потолок самолета.—Потолком самолета называют ту предельную высоту, на которой подъемная сила самолета еще достаточна для поддержания его в режиме горизонтального полета, но уже недостаточна для того, чтобы он был в состоя, нии набирать высоту. Потолок самолета для каждой системы самолетов различен, и это явление ограниченности способности самолета набирать высоту объясняется двумя причинами. Основная причина заключается в понижении мощности мотора. Мощность мотора понижается с высотой, а следовательно, с уменьшением плотности воздуха. Для всех вообще моторов понижение мощности на каждые 1.000 м равняется приблизительно 10°/о. Если мы возьмем, например, мотор, развивающий мощность 100 л. с. над самой землей — т.-е. при среднем атмосферном давлении в 760 мм, то его мощность на высоте 2.000 м, где давление воздуха равно около 600 мм, будет уже равна всего лишь около 80 л. с.

Другая причина, обусловливающая наличие потолка для каждого самолета, заключается в том, что самолет хуже держится в разреженном воздухе, так как сопротивление воздуха несущей плоскости самолета пропорционально плотности этого воздуха.

Однако, здесь мы имеем и меньшее сопротивление воздуха движению самолета.