Можно предвидеть, что в недалеком будущем авиационные конструкторы буду г искать разрешения проблемы скорости высшего порядка (порядка 500 км в час и более) именно в высоких зонах.

Разрешение этой проблемы позволило бы воздушному транспорту конкурировать со всеми другими его видами, так как у воздушного транспорта было бы преимущество не только в громадной скорости, но и в чрезвычайно малом, экономном потреблении горючего мотором. В настоящее время стоимость воздушного транспорта очень велика, и он почти всегда убыточен; лишь тогда, когда, с одной стороны, уменьшится потребление мотором горючего, а с другой, увеличится скорость воздушного транспортирования, так, что стоимость воздушного тонны-километра в конечном счете будет меньше или равна стоимости тонны-километра железнодорожного или водного транспорта, — лишь в этом случае воздушный транспорт сделается безубыточным и .рентабельным.

Большие скорости могут быть достигнуты не только приданием удобообтекаемых форм самолету, не только увеличением нагрузки на 1 кв. м несущей поверхности и увеличением мощности моторов, но и уничтожением вредного сопротивления воздуха, препятствующего продвижению самолета вперед, что можно достигнуть путем производства полетов на больших высотах: 8.000 м и выше. Пассажиры в этих случаях должны будут помещаться в герметически закрытых кабинках.

Для сохранения неизменности мощности мотора на больших высотах, требуется выполнить одно условие: всасывание в цилиндры мотора должно происходить при том же давлении воздуха, что и при работе мотора на земле. Турбо-компрессор Рато вполне разрешает эту задачу.

Этот турбо-компрессор использует силу отходящих газов для вращения турбины Лаваля, которая приводит в действие центробежный вентилятор, засасывающий наружный воздух и нагнетаюший его в карбюратор.

В этот момент, когда вопрос о правильном питании мотора на всех высотах будет окончательно разрешен, будут разрешены также и вопросы увеличения потолка самолетов и скоростей высшего порядка.

Пассажирский самолет (рис. 66) — аппарат с толстыми крыльями; не считая летчика и его помощника, он поднимает 12 пассажиров. Помощник (механик или летчик) может вовремя полета производить необходимый ремонт четырех моторов Испано-Сюиза по 180 л. с. Аппарат может набирать высоту с 3 моторами; при двух остановленных моторах снижение происходит крайне медленно. Средняя скорость: 200 км в час.

Атмосферное давление. — Литр воздуха при 0° и среднем давлении в 760 мм весит 1.293 г.

Моноплан Фарман «Жабирю»

Рис. 66. — Моноплан Фарман «Жабирю».