А. — Плоские поверхности.

1. Движение плоской пластинки нормально к ее поверхности.—

Воздух, обтекая находящуюся в движении пластинку создает впереди нее мертвое пространство, в котором создается повышенное давление, а с задней стороны пластинки образуется, наоборот,—разрежение воздуха. В этой разреженной области происходит подсасывание воздушных токов, которые, как бы сворачивая с своего первоначального пути, поворачивают обратно и устремляются в эту разреженную область, стремясь ее заполнить собой.

Сопротивление, испытываемое такой пластинкой, будет прямо пропорционально площади пластинки и квадрату скорости движения, при чем точкой приложения силы сопротивления явится центр пластинки. Равным образом это сопротивление увеличивается с увеличением периметра. Так, например, пластинка со сплошною площадью испытывает меньшее сопротивление, чем та же пластинка, но ослабленная отверстиями, вырезанными в ней.

2. Движение плоской пластинки под углом к ее поверхности.— Крыло самолета представляет собой именно такую плоскую поверхность, двигающуюся под некоторым углом. Этот угол называется углом атаки и он составлен с направлением полета или движения, а не с горизонтом (рис. 10).

Как и всегда при всякого рода движении появляется сила сопротивления воздуха нормальная к плоскости, но точка ее приложения уже не будет находиться в ее центре. Эта сила сопротивления будет пропорциональна площади пластинки, углу атаки и квадрату скорости. Очевидно, что последний фактор является чрезвычайно важным для создания подъемной силы самолета и, следовательно, для поддержания его в режиме горизонтального полета.