—В каждом самолете различают две категории частей. К одной категории относятся такие части самолета, которые играют роль в поддержании самолета в полете, а к другой такие части самолета, которые никакой подъемной силы самолету не дают. Поэтому части самолета первой категории (крылья и, иногда, хвостовое опе- рание) изучаются с точки зрения возможности максимального увеличения нагрузки на один квадратный метр поверхности при минимуме сопротивления их продвижению вперед. Части же самолета второй категории (фюзеляж, шасси и т. д.) изучаются лишь с точки зрения возможности получения наименьшего вредного сопротивления.

Влияние формы тела на величину сопротивления. — Если мы с одной и той же высоты сбросим совершенно одинаковые по весу развернутый лист бумаги и бумагу сжатую в комок, то последняя упадет на землю раньше. Это явление об'ясняется тем обстоятельством, что комок бумаги испытывал меньшее сопротивление воздуха своему падению, чем больший по площади развернутый лист бумаги. Опытами установлено, что тела шарообразной формы испытывают меньшее сопротивление воздуха при движении в нем, чем тела плоские, а тела веретенообразной, каплеообразной формы меньшее, чем тела шарообразной формы. Поэтому в авиации стали применять веретенообразные формы не только в передних частях самолета и в передней части всего самолета в целом, но и, в особенности, сзади, где разрежение воздуха, образуемое при движении тела, представляет значительное сопротивление для его продвижения. Наблюдая быстро двигающийся автомобиль, можно заметить, что сзади него образуется разрежение воздуха, которое, спустя небольшой промежуток времени, заполняется ближайшими к месту разрежения воздушными течениями, увлекающими за собой легкие предметы (увядшие листья, пыль и т. д.). В некоторых типах самолетов веретенообразную форму придают даже проволочным расчалкам, вернее не им, а тем обтекателям, в которые они включаются; это дает еще и то преимущество, что такая расчалка меньше вибрирует в полете. Известно, что вибрирующая проволока вызывает такое же сопротивление воздуха, как если бы весь об'ем, даваемый амплитудой вибрации, был заполнен веществом этой проволоки или троса.