Давление воздуха является значительной силой, так как оно равно для каждого квадратного сантиметра земной поверхности и для всех тел 1033 г, что соответствует весу водяного столба высотой 10 м. Так как это давление действует равномерно на всю поверхность тел, находящихся в покое, то оно и не вызывает у них никакого перемещения, т.-е. это давление не оказывает на тела никакого динамического эфекта.

Но как только тела начинают перемещаться в пространстве, получается другое явление: начинают проявлять себя давление и разрежение. Опытами установлено, что законы аэродинамики совершенно одинаковы как для случаев движения тел в воздухе, так и для случаев движения воздуха относительно тел. Иначе говоря, будет ли двигаться тело или оно будет находиться в покое, а вокруг него будет двигаться воздух — будут наблюдаться одни и те же явления. Как в первом, так и во втором случае нам приходится иметь дело с так называемой относительной или технической скоростью, той единственной скоростью, с которой приходится иметь дело в аэродинамике, если не считать абсолютной или фактической скорости, которая является скоростью относительно земли и которую называют также земной или путевой скоростью.

В самом деле, не трудно понять, что давление или, как принято говорить, сопротивление, которое испытывает, например, флаг совершенно одинаково — будет ли на неподвижный флаг действовать ветер, дующий со скоростью 20 км в час или же флаг будет прикреплен к мотоциклетке, а последняя будет ехать, в условиях спокойной воздушной среды, с той же скоростью. Сопротивление воздуха как в первом, так и во втором случае поднимет флаг на одну и ту же высоту. Именно такого рода сопротивление и применяется в авиации для создания силы, поддерживающей крылья самолета, для создания подъемной силы самолета. Свободные же шары, передвигающиеся в воздушной среде с той же скоростью и в том же направлении, что и влекущий их с собой ветер, — наоборот,— не испытывают никакого сопротивления.